Американские биологи из Университета штата Огайо нашли 33 вида неизвестных вирусов в образцах тибетских ледников. Статья, в которой описаны исследования, опубликована в научном журнале Microbiome.

Обнаружение вирусов в ледниках — это сложнейшая исследовательская работа. Опасность, что новые вирусы могут активизироваться и заразить людей, вполне реальна.

Ученые из США обнаружили вирусы в кернах, отобранных на леднике Гулия на северо-западе Тибетского нагорья. Генетические коды четырех из них уже были известны науке, а 28 — совершенно новые, не имеющие аналогов среди ныне существующих. По словам исследователей, часть найденных вирусов вернулись к жизни, когда лед растаял.

Ученые извлекут вирусы зомби из трупов древних животных

Ведущий автор статьи, микробиолог из Центра полярных и климатических исследований и Центра изучения микробиома Университета штата Огайо, Чжи-Пин Чжон (Zhi-Ping Zhong) рассказал в пресс-релизе, что ледники образовывались постепенно и вместе с пылью и газами во льду откладывалось множество вирусов: «Ледники в западном Китае плохо изучены. И наша цель — использовать эту информацию для отражения окружающей среды прошлого. И вирусы — часть этой среды».

«Это вирусы, которые могут процветать в экстремальных условиях. У них есть сигнатуры генов, которые помогают им заражать клетки в очень холодных условиях», — сообщил другой участник исследования, профессор микробиологии доктор Мэтью Салливан. — Возможно, этот метод поможет нам найти генетические последовательности и в других экстремальных ледовых обстановках, например на Марсе, Луне или ближе к нам — в пустыне Атакама».

Согласно проведенным анализам, новые неизученные вирусы относятся к бактериофагам, они заражают бактерии. По мнению американских ученых, они могли зародиться в почве или растениях, а не в животных или людях.

«Найти эти вирусы очень сложно — я не представляю, как они [американские ученые] это сделали. Должна была пройти глубокая исследовательская работа, — прокомментировал находку биологов из Университета штата Огайо Мельников. — То есть взять и найти где-то на Тибете вирусы... Да их столько, этих вирусов, что с ума можно сойти!»